В истории Приморья много белых пятен и те для разговора. Никак нельзя пройти мимо Даманского, где сложили головы наши бойцы. Кто прав,кто виноват решайте сами.
Вот нашёл материал на страницах ЖЖ.
Опубликую здесь, там вероятность уничтожения навсегда.
Кому нужна война?
Вот уже 40 лет минуло с того времени, когда впервые в истории двух великих стран, России и Китая, клочок земли площадью около 1 гектара стал формальным поводом для кровопролития. Даманский-Чженьбаодао. Битва за речной островок символизировала столкновение идеологий двух великих наций, имперские территориальные амбиции КНР и демонстрацию ее военных "мускул".
До начала культурной революции в Китае противоречий с Советским Союзом не было: ладили и на уровне правительств, и на уровне простых людей. В силе был Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи между Советским Союзом и Китаем от 1950 г., в соответствии с которым обе стороны строили свои добрососедские отношения, исходя из принципов "взаимного уважения государственного суверенитета и территориальной целостности".
Несколько слов про о.Даманский. Китайцы его традиционно величали Чженьбаодао, или "драгоценный остров". Русское название остров получил в 1888 г. во время проведения проектных изысканий для прокладки транссибирской железной дороги. Инженер-путеец Станислав Даманский погиб в этих местах во время бури, переправляясь через Уссури на лодке. Его тело нашли возле "безымянного" острова, который впоследствии и назвали во имя погибшего. Остров был безлюдный, хозяйственной или военно-стратегической ценности не представлял как тогда, так и к исходу 60-х гг. Как правило, в период паводков его заливали воды Уссури, и остров почти скрывался из виду, а зимой возвышался среди замерзшей реки. Граница с Китаем исторически проходила по китайскому берегу Уссури.
Население, живущее по обеим сторонам границы, в том числе в районе Даманского, поддерживало между собой дружеские отношения. Советские и китайские пограничники по-деловому, быстро и бесконфликтно решали возникающие вопросы. Никаких недоразумений, требовавших вмешательства властей, и тем более применения силовых методов, не возникало. В СССР даже была популярна такая песня: "…русский с китайцем братья навек…". Китайские женщины с деревень приходили рожать в советские больницы. Шел активный обмен делегациями, в том числе и военными. Жители Поднебесной часто обращались к местным советским властям за разрешением на ведение хозяйственной деятельности на территории СССР, и эти просьбы всегда удовлетворялись. Разрешительный порядок пользования советскими островами и акваторией рек неукоснительно соблюдался китайскими властями в течение многих лет. А это, в свою очередь, свидетельствовало о том, что факт принадлежности Советскому Союзу указанных островов, в том числе и о.Даманский, китайская сторона сомнению не подвергала.
Семя раздора в мирную жизнь двух государств внесла китайская культурная революция. В результате возникла нестыковка в подходах к пониманию теории Маркса и Ленина и привело к росту геополитических амбиций Пекина. Официальная пропаганда стала превозносить завоевательные походы Чингис-хана, объявленного "императором Китая", славословить манчжурского богды-хана Канси, агрессивных феодалов. В то же самое время в КНР стали публиковать географические карты, изображавшие Китай "в период наивысшего могущества", где в его владении оказались обширные восточные территории СССР. Китайское общество за короткий период было насильно приучено воспринимать "северного брата" как оплот т.н. "ревизионизма". По словам очевидцев тех событий, "ревизионистами" китайцы стали называть кремлевское правительство также из-за обиды за отказ Москвы помочь Китаю в ее противоборстве с Индией и за то, что Сталин в свое время не дал Китаю носитель для ракеты.
Версия о том, что маоцзэдуновский Китай в 60-е гг. готовился к войне, не вызывает никаких сомнений. Тогда уже бушевала война информационная или идеологическая, грозящая переродиться в приграничное вооруженное столкновение. В лицах ярых почитателей великого Мао стала видна неизвестно откуда возникшая ненависть. Память о помощи Советского Союза Китаю померкла под пеленой резко вырвавшегося наружу недоверия и неприязни. Та боевая техника и авиация, артиллерия и стрелковое оружие, которые помогли решить исход противостояния с милитаристской Японией в пользу Пекина, теперь были направлены в сторону советской границы. Обстановка на дальневосточных рубежах из года в год обострялась.
О характере подготовки к конфликту с СССР говорится, например, в разведывательном бюллетене Государственного департамента США от 13 июля 1969 г.: "Китайская пропаганда делала упор на необходимость внутреннего единства, побуждала население вести подготовку к войне".
К тому же событиям 2 марта 1969 г. несколькими годами ранее предшествовали многочисленные провокации китайцев по самовольному захвату советских островов на реке Уссури. При этом советские пограничники всегда четко придерживались установленной линии поведения: "гостей выдворять, оружие не применять". Другими словами, если вначале свою территориальную целостность советская сторона восстанавливала словесно, то потом вынуждена была применять "кулаки и палки".
А в руках китайских нарушителей все чаще вместо плакатов стали появляться ножи, карабины и …автоматы АК-47. Однако ни одно из подобных столкновений не могло вылиться в серьезный вооруженный конфликт без одобрения властей. Утверждение о том, что события вокруг острова Даманский 2 и 15 марта стали результатом акции, тщательно спланированной именно китайской стороной, сейчас наиболее широко распространено в большинстве мировых СМИ, в том числе прямо или косвенно признается многими китайскими историками. Например, Ли Дэнхуэй пишет, что 25 января 1969 г. были спланированы "…военные действия у острова Даманский силами трех рот. 19 февраля это решение было одобрено Генеральным штабом НОАК и МИД КНР".
По большому счету, Пекин в тот период пытался расширить геополитическую мощь параллельно внутренним радикальным "культурным" преобразованиям. Так, из недавней беседы с участником событий на Даманском ветераном-пограничником А.М.Филоновым стало известно, что Китай в тот период осуществлял провокации по всему периметру своей границы. Конфликт в марте 1969 г. вписывается в череду т.н. "пограничных войн". Не было такого участка на сухопутной границе, где бы китайцы не предъявляли претензии другим странам (конфликт с Индией, Бирмой, СССР, Сиккимом, Бутаном, Непалом). Только на советско-китайском отрезке было 22 спорных участка. В напряжении были не только страны азиатского региона, но и весь мир. Отличной от других позиций придерживались США, для которых как "бальзам на сердце" была вражда Китая по отношению к СССР.
К концу января 1969 г. в руководящих кругах в Пекине уже было принято решение сделать Чженьбаодао точкой для реализации агрессивного плана. Именно на дальневосточном участке границы было решено "преподать урок" Советскому Союзу. Время компромиссов со стороны Китая миновало. Война теперь нужна была в качестве "продолжения политики иными средствами". Политике "большого скачка" нужна была кровь!
Наряду с тем, что Мао Цзэдун стал рассматривать СССР так же, как и США – в качестве политического противника, к концу 60-х гг. он все же предпринимал шаги к сближению с Вашингтоном. Неслучайно кадры и фотографии с места событий в западной прессе и на телеэкранах (особенно американском канале CNN) сопровождали информационные блоки сугубо антисоветской направленности. Заголовки дезинформационных статей в западных газетах были скандально вызывающими: "советские провокации на китайской территории", "советские пограничники применили огнестрельное оружие", "от рук советских оккупантов погибли китайские граждане" и т.д.
А.М. Филонов так описывает события до начала конфликта: "наша (советская) внешняя разведка получила данные от сотрудника в Харбине. В феврале 1969 г. он вступил в контакт с бывшим белогвардейцем, у которого в районе напротив о.Даманского стояла пасека. Он рассказал, что его и всю деревню выселили, и на том месте теперь обосновались китайские военные. Об этом он из Пекина доложил в центр. Но из Москвы ему ответили: "Такого не может быть". КГБ сомневалось в данных и не доложило наверх, в ЦК. Словом, ситуация напоминала период до начала Великой Отечественной, в неизбежность которой также никто верить не хотел".
По китайскому военно-тактическому сценарию, время начала агрессии (начало марта), было выбрано из следующих соображений: во-первых, у русских была в разгаре масленица, воскресенье (ставка на ослабленную бдительность); во-вторых, проводились окружные военные учения совместно с пограничниками (слабое место на приграничном рубеже обороны по причине переброски части войск на полигон); в-третьих, весенняя оттепель (спровоцировать советские войска зайти на остров и уничтожить их, не дать возможности уйти с него обратно в тыл, вскрыв огнем артиллерии лед Уссури); в-четвертых, слабые оборонительные ресурсы пограничников (на 50 км. границы – 2 БТР-60ПБ с крупнокалиберными пулеметами, легкое стрелковое оружие).
В ночь с 1 на 2 марта (около 5 утра) 1969 г. 300 китайских военнослужащих (офицеров армейской разведки НОАК) тайно пересекли границу СССР и залегли в снег на более высокой западной оконечности острова, не обнаруживая себя. На берег с острова был протянут телефонный кабель.
Позади на китайском берегу ожидали команду "Огонь! " расчеты безоткатных орудий, крупнокалиберных пулеметов и минометов. К наступательному бою были готовы сотни пехотинцев НОАК.
Около 9 ч. утра по острову прошел советский пограничный отряд, но нарушителей не обнаружил. Подготовка китайцев к вооруженной провокации была организована скрытно и тщательно. Задачей нарушителей было провести крупную военную акцию.
Результатом этой акции (а также перестрелки 15 марта) стали жертвы с обеих сторон. Но первой пролилась кровь советских пограничников, расстрелянных в упор, хладнокровно и после добитых штыками. На многих трупах были видны следы тяжелейших пыток (раздроблены кости, отсутствовали некоторые внутренние органы, исколоты лица). Перед вами страшные доказательства китайской агрессии на советском Дальнем Востоке в 69-м г.:
Китайские вооруженные провокации 2 и 15 марта 1969 г. были мужественно подавлены советскими воинами. Советская сторона принесла себя в жертву, не допустив разрастания локального вооруженного конфликта до масштабов межгосударственной войны.
Однако после трагических событий на Даманском китайские пограничные провокации в отношении СССР еще не раз имели место. С мая по сентябрь 1969 г. советские пограничники более 300 раз останавливали нарушителей в районе о. Даманского (Чженьбао) и на о.Култук. Под Хабаровском у о.Гольдинский китайцы однажды забросали гранатами два гражданских катера, при этом погиб один речник. Настоящие бои шли и у озера Жаланашколь (Казахстан). Там, на бывшем участке советской границы китайцы провели операцию Генштаба НОАК "Возмездие", где в качестве опытных инструкторов, кстати, участвовали, т.н. китайские "даманцы".
Пролилась кровь за клочок земли. Но зачем нужны были людские жертвы? И КНР, и СССР впоследствии неминуемо вернулись к бесконфликтным способам решения вопросов внешней политики. Спорный остров навсегда стал называться Чженьбао, а Даманским он остался лишь в сердцах россиян, сохраняющих священную память о погибших пограничниках.
Преемница Советского Союза, Российская Федерация в лице президента В.Путина несколько лет назад сумела, наконец, формально поставить точку в китайско-российском территориальном вопросе.
Но возможно ли поставить точку в развитии "великоханьской" идеи в китайском национальном менталитете? На сегодняшний день в Китае традиционно сохранились представители реакционной общественности, которые, так или иначе, нагнетают экспансионистские провокационные настроения в среде простых граждан, призывая соотечественников к т.н. "мирному захвату" Российских территорий (Дальнего Востока и Восточной Сибири).
При этом карту территориальных амбиций Пекина с выгодой для себя пытаются разыграть в Вашингтоне: США традиционно стремятся "натравить" Китай на Россию. Авторы данного проекта предложили "бросить сахарную кость" Китаю – создать блок, т.н. "большую двойку", состоящую из США и КНР, намекая на двуполярность мира (2 великие сверхдержавы - 2 хозяина на планете). По замыслу американских специалистов "по развалу других стран", Китай должен напасть на Россию с целью захвата Сибири и Дальнего Востока. На самом деле Вашингтон сделал ставку на ослабление и Китая, и России в результате предполагаемого вооруженного конфликта. В данном случае США убьет в буквальном смысле "двух зайцев". И с многополярностью мира будет покончено раз и навсегда.
40 лет прошло со времен боевых действий на о.Даманском. Сегодня Россия и Китай – стратегические партнеры. Наши страны развивают экономическое сотрудничество, совместно занимаются укреплением региональной безопасности и даже участвуют в совместных военных учениях. Но историю конфликта на Даманском забывать нельзя. В первую очередь для того, чтобы вооруженные столкновения между Россией и Китаем больше никогда не повторились.
http://community.livejournal.com/vostok_rossii/