Позволю себе перепечатать материал, ч ссылкой разумеется.
Сайт сделан на "народе", боюсь долго не проживет и вся информация, как часто бывает, исчезнет.
Весь материал приведённый ниже взят с сайта Клуба юнных археологов "Резерв".
События на Суйфуне в конце XI - начале XII вв.
Сообщений 1 страница 10 из 33
Поделиться105-07-2012 22:18:10
Поделиться205-07-2012 22:25:56
События на Суйфуне в конце XI - начале XII вв.
Мне тоже, знаете, ничего не довелосьвстретить об этих, как вы сказали?- Чжурчжэнях. Это был многочисленный исильный народ, значительно опередившийв своём развитии жителей центрально-азиатских степей….
В. Чивилихин. "Память".
Роман-эссе "Память", написанный Владимиром Чивилихиным в 70-80-е годы ХХ века, впервые познакомил многочисленную читательскую (не научную) аудиторию Советского Союза с загадочным дальневосточным народом. Но для жителей Уссурийска название этого народа становится знакомым с самых ранних лет, когда родители проводят ребёнка мимо впечатляющей гранитной черепахи в парке у Дома офицеров. Для этого средневекового народа Суйфун был таким же родным, как и для нас сегодня Раздольная.
Поделиться305-07-2012 22:26:50
Само название чжурчжэни появляется в начале Х в., но имеются спорные данные о появлении названия на рубеже VI-VII веков. Слово означало "непокорный народ". Среди историков нет единого мнения о происхождении названия. Одни считают его самоназванием, другие - названием, данным соседями. В Китае этот народ известен под именем нюйчжи.
Поделиться405-07-2012 22:29:34
В XI в. начинает формироваться коалиция чжурчжэньских племён вокруг рода ваньянь. Существует чжурчжэньская легенда о трёх братьях. Суть её сводится к тому, что в южных чжурчжэньских землях (на территории современной Северной Кореи) жили три брата - Агунай, Ханьпу и Баохоли. Однажды Ханьпу предложил братьям переселиться в другое место. Агунай, ссылаясь на возраст и нежелание уходить от буддийских храмов, остался жить на месте. Ханьпу с Баохоли ушли в Маньчжурию, и среднему брату понравилась местность, в которой проживал род ваньянь. Баохоли пошёл дальше и добрался до местности Елань, в которой и остался жить. Сегодня с Еланью отождествляют юго-восточное Приморье. Позднее потомки братьев стали влиятельными вождями в своих местностях и объединились во время создания чжурчжэньской империи. Средневековая история Суйфуна (Раздольной) неоднократно пересекалась с этой легендой.
В начале XI в. вождь чжурчжэньского рода ваньянь (ставшим императорским через столетие) Шилу начал вводить среди чжурчжэней "законы и распоряжения" вместо обычаев. Данная реформа вызывала протест даже среди его родственников, не говоря о более дальних племенах. Наиболее мощное сопротивление нововведениям оказали восточные племена, для усмирения которых Шилу совершил длительный и тяжёлый поход на восток и, как сообщает летопись, "посетил местности Субинь и Елань" (Ларичев 1998, с.67).
Поделиться505-07-2012 22:30:36
Местность Субинь - это бассейн Суйфуна. Суйфунские и еланьские племена стали базой борьбы против политики вождей ваньянь. Предположительно этот поход был совершён между 1010-м и 1021 годами, т.е. между конфликтом киданей и корёсцев за обладание чжурчжэньскими землями на Ялу (современная граница Китая и Кореи) и смертью Шилу. Разобщённость вождей позволила Шилу покорить Суйфун.
Поделиться605-07-2012 22:31:10
Сын Шилу - Угунай (1021-1074) вёл с восточными племенами более гибкую политику. Он наладил регулярные связи с родственными еланьскими ваньянь, путь к которым лежал через современный Уссурийск. Установление союза между ваньяньскими племенами оказалось роковым для Суйфуна. Связи ещё более укрепились во времена правления Хэлибо (1074-1092). С самого начала правления 19-летнего Хэлибо против его власти восстал родственник Бахэй, которого поддержали племена Приморья. Разгорелась ожесточенная война. Объединённые приморские племена напали на еланьских ваньянь, но еланьский вождь Шитумэнь - потомок Баохоли с 5-тысячным отрядом сумел разгромить эту коалицию (Ларичев 1998, с.70).
Поделиться705-07-2012 22:31:51
В годы правления Ингэ (1094-1103) центр борьбы против возвышающихся ваньянь вновь переместился в Приморье. В первый год его правления на Суйфуне произошли беспорядки, вызванные вождём племени вачжунь Хайгэанем. Хайгэань подчинил своей власти Суйфун, совершил удачный поход на Туманган и затем вторгся в земли племени хэшиле, с которыми ваньянь имели родственные связи. Недовольные действиями Хайгэаня, суйфунские племена попросили помощи у Ингэ и тот послал на Суйфун вождя хэшиле Нагэньнэ. Но, прибыв на место, Нагэньнэ превысил свои полномочия и самовольно начал вербовать людей в солдаты, что вызвало новый взрыв возмущения. Тогда он силой подчинил суйфунские племена. После этого взялся за покорение племён в Хэлани, юго-западной соседней местности. Хэланьские и суйфунские вожди отправили к Ингэ послов с жалобами на творимую несправедливость. В ответ были направлены военачальники Васай и Еха "рассмотреть жалобы".
Итак, к 1094 г. сильнейшим на Суйфуне становится племя вачжунь, проживавшее в среднем течении реки, как и племя чжидэ.
Поделиться805-07-2012 22:32:48
На среднем Суйфуне наибольшим экономическим потенциалом обладали земли в непосредственных окрестностях Уссурийска, это наиболее благоприятные земли на всём Суйфуне. Здесь обширная долина с плодородными землями, позволявшими успешно развиваться земледелию, и обширные остепнённые надпойменные террасы Суйфуна и междуречья, а также относительно ровная луговая поверхность плато, которые позволяли активно развиваться скотоводству. В отличие от других местностей Суйфуна, здесь в наименьшей степени конкурировали земледелие и скотоводство, гармонично дополняя друг друга. Вероятно, поэтому ещё с бохайских времён здесь разводились лучшие лошади. Племена с более мощной экономической основой усиливались быстрее прочих. Учитывая экономический потенциал местности и летописные сведения, более вероятно допущение заселения Уссурийска и его округи племенем вачжунь. Однако политические реалии могли разложить силы иначе, усилив племя с менее сильной экономической базой. Поэтому вопрос о племенной принадлежности уссурийской земли на рубеже XI-XII веков остаётся открытым. Несомненно, что обоим племенам район современного Уссурийска был хорошо знаком.
Поделиться905-07-2012 22:33:28
Покорив Суйфун, для Хайгэаня более удобным явилось бы удержание в своих руках самой крупной крепости. Крупнейшими крепостями, сохранившимися с бохайского времени, были городище Дачэнцзы (расположено на окраине Дуннина, недалеко от русско-китайской границы) и Южно-Уссурийское городище. Обе крепости с двух сторон ограничивают средний Суйфун. Имея более удобную долину, Южно-Уссурийское городище гораздо лучше было обеспечено людскими и прочими ресурсами. Это самая комфортная на Суйфуне территория, что привлекало сюда многих, и поэтому местность контролировалась сильнейшим сообществом.
Помощи у Ингэ, скорее всего, запросили западно-суйфунские вожди, чьим послам не приходилось двигаться через племенные земли Хайгэаня. Нагэньне для наведения порядка должен был прибыть именно на земли вачжунь. Только подчинив это племя можно было предпринимать действия для покорения всего Суйфуна. От имени центральной власти Нагэньнэ занялся решением собственных проблем, в первую очередь, расширением своих племенных владений. Поэтому Ингэ отправил военачальников Васая и Еха "рассмотреть жалобы".
Поделиться1005-07-2012 22:34:04
Васай и Еха приказали Нагэньнэ отвести войска к западу от Суйфуна, но тот ослушался и занял земли до крепости Умай на востоке от Суйфуна. Вскоре повинился, но компенсацию платить отказался. Из-за этого Нагэньнэ был лишён полномочий представителя центральной власти на Суйфуне. После ряда сражений строптивый вождь погиб, и Васаю удалось подчинить примкнувшие к Нагэньнэ суйфунские племена (Ларичев 1998, с.72).
Приказ посланников Ингэ требовал выхода Нагэньнэ с суйфунских земель к центральным ваньяньским землям. Эта ситуация была невыгодна для последнего, и он уходит на восток. Решение спорное. Восточнее Суйфуна расположены бассейны рек Илистой и Артёмовки, ещё дальше - бассейны Арсеньевки и Партизанской. С последней обычно связываются владения еланьских ваньянь, и это делало переход сюда бессмысленным. На Артёмовке известно только одно городище, возведённое после описываемых событий. На Илистой расположены четыре бохайских городища и одно на перевале Пржевальского на водоразделе с Артёмовкой. Возможно, какое-то из них и являлось крепостью Умай. Переход вождя хэшиле на восток, ближе к еланьским ваньянь, выглядит менее логичным, чем выход на север. Какие-то неопределённые обстоятельства закрывали путь на север для Нагэньнэ.